Развитие ребенка по месяцам

14 апреля 2011 -
article251.jpg

 Только что родившийся маленький и беспомощный ребенок, который не может делать ничего, за год увеличивает свой вес в три раза, начинает ходить и разговаривать – разве это не чудо? При этом каждый ребенок развивается по-своему – матерям, которые имеют несколько детей, это отлично известно.

Рост и развитие детей до года как биологический процесс

Рост представляет собой биологический процесс, который является свойством детского (незрелого) организма и заключается в изменении массы и формы тела, физиологических функций организма и его созревания.

В процессе роста увеличивается длина и масса тела, а развитие – это процесс разделения функций отдельных клеток тканей и органов. Рост не всегда совпадает с развитием.

Рост организма осуществляется или путем митоза (деления клеток, которое приводит к повышению их числа – гиперплазии), или путем увеличения объема клеток (гипертрофии). Для процесса роста характерен дифференцированный (основанный на различиях) рост разных типов клеток, созревающих в разное время. Размножение нервных клеток происходит только во внутриутробном периоде, головной мозг увеличивается в своем размере не дольше чем до четырех лет.

Различают несколько периодов роста, имеющие свои особенности. Примером таких важных для жизни периодов являются неонатальный и грудной период.

Рост ребенка в неонатальный и грудной период

Неонатальный период – это время с момента рождения до четырех недель жизни. Вес и рост являются важными показателями зрелости новорожденного. Средние показатели веса тела варьируют от 3100 до 3800 г у мальчиков и 2970 и 3710 г у девочек. Данные роста: 50–53 см для мальчиков и 49–52 см для девочек. Сразу после рождения ребенок несколько теряет массу тела, так как постепенно адаптируется к внеутробной жизни, а затем начинает его набирать. В течение первого месяца жизни общая прибавка массы тела составляет около 600 г.

Пропорции тела у новорожденного также имеют некоторые особенности: сравнительно большая голова и короткие ноги.

Грудной период – это возраст до года. Рост ребенка за это время увеличивается, в значительной степени зависит от пола и возраста. Со дня рождения до 6 месяцев мальчики вырастают в длину приблизительно на 17 см, а девочки на 16 см. С шестого месяца жизни и до конца года дети обоего пола вырастают в длину приблизительно на 8 см. Со второго до шестого месяца дети прибавляют по 700–800 г, а во второе полугодие жизни – по 400–360 г. В 5 месяцев ребенок весит в два раз больше, чем при рождении, а в год – в три раза.

Окружность головы нарастает быстрее всего в возрасте до года с 35 до 47 см. Это является отражением роста головного мозга, вес которого увеличивается в 2,5 раза и к концу года составляет около 925 г. В три месяца окружность головы становится равна окружности груди.

Развитие ребенка в неонатальный и грудной период

Ребенок рождается с определенным набором физиологических рефлексов, которые постепенно, по мере роста и развития ребенка, его головного и спинного мозга угасают. В развитии движений грудного ребенка можно отметить две взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание ряда врожденных безусловных рефлексов. По характеру угасания безусловных рефлексов, его задержке и более позднему угасанию можно решить вопрос о правильности развития ребенка. К основным врожденным рефлексам относятся сосательный, искательный, защитный, опоры на ножки и автоматической ходьбы, хватательный и некоторые другие.

Органы чувств у новорожденного ребенка недостаточно развиты. Проводимость звуков у него происходит главным образом через костную ткань, поэтому он реагирует только на громкие звуки вздрагиванием. С четырех месяцев на громкий звук он поворачивает головку. В год слух развит уже хорошо.

Видит новорожденный с первых дней жизни, до 2–3 недель движения глаз не координированы. Фиксировать глазами предметы и следить за их движением ребенок начинает с двух месяцев, с 4–5 месяцев он уже сознательно рассматривает предметы, а со второго полугодия жизни начинает различать цвета.

Обоняние новорожденного ребенка развито слабо, но резкие запахи он улавливает уже с первого месяца жизни. Вкус развит хорошо, ребенок различает сладкое, горькое и кислое, с 4–5 месяцев вкус развивается еще больше.

В 2 месяца ребенок, лежа на животе, приподнимает головку, в 3 месяца – туловище, опираясь на локти и предплечья, сидит при поддержке за таз, поворачивается со спины на бок, свободно держит голову. В 4 месяца движения становятся более свободными и разнообразными, исчезает скованность (гипертония) мышц, ребенок гулит. В 5 месяцев ребенок сидит, держась за что-либо руками, в 6 месяцев – переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, в 7 месяцев - говорит слоги, в 8 месяцев - встает, цепляясь за барьер, в 9 месяцев - ходит с поддержкой за обе руки, в 10 месяцев – стоит и ходит, поддерживаясь за одну руку, в 11-12 месяцев ходит сам и говорит около 10 слов.

Ни в одном возрасте человек не развивается так быстро, как до года!

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий